Прорыв России в технологиях строительства и использования беспилотников
Минобороны впервые продемонстрировало видео совместных действий Су-57 и беспилотника С-70 «Охотник». Такая связка пилотируемого истребителя и БЛА выглядит в наши дни не только перспективным направлением развития авиации, но и неизбежным. И у нас, и за рубежом военные теоретики уверены, что шестое поколение истребителей будет уже полностью беспилотным или опционально пилотируемым. Об этом в своей статье ИА «Известия» написал военный эксперт Антон Лавров.
Насколько важную роль отводят российские военные именно такому варианту применения авиатехники, демонстрирует начало совместных испытаний сразу с первых же тестовых полетов «Охотника». Не будем забывать, что он сам впервые поднялся в воздух меньше двух месяцев назад.
Пока на подобные эксперименты отваживались только США. С 2016 года некоторые из их армейских ударных вертолетов AH-64E получили возможность брать под свой контроль до двух небольших разведывательных БЛА Army Shadow или Grey Eagle. Экипажи вертолетов могут как получать с них видео в реальном времени, так и непосредственно управлять дронами. Стрелок-оператор с их помощью способен наблюдать за обстановкой за 100–120 км от своего вертолета или не терять из виду подвижную цель, пока он выдвигается в район удара по ней.
Сами американцы отмечают, что главной проблемой такого применения остается резко возрастающая рабочая нагрузка на экипаж вертолета. Поэтому о широком применении технологии, которую они называют Manned-Unmanned Teaming (MUM-T), в реальных боевых действиях пока не слышно. Но дальнейшие ее проработки активно продолжаются.
Управление тяжелым и скоростным реактивным беспилотником из кабины одноместного истребителя было бы еще более сложной задачей. Разумеется, одновременно вести боевые действия, управляя и самолетом, и БЛА, не получится. Без развитых элементов искусственного интеллекта и высокого уровня автоматизации обойтись будет невозможно. Беспилотник должен уметь самостоятельно выполнять большинство рутинных задач, включая взлет, сопровождение истребителя и посадку. Человек ему понадобится в трудных для компьютера ситуациях, вроде селекции целей или принятия решения на открытие огня.
Сегодня для самых больших и дальних БЛА основной вариант управления — через спутниковые каналы связи. Так дальность ограничивается только запасами топлива, что позволяет их использовать по всей планете. Нет сомнений, что и «Охотник» будет способен управляться через спутник. Но этим каналом связи он не ограничится. Ему намерены придать возможность прямого «общения» с другими летательными аппаратами российских ВКС.
В отличие от более тихоходных коллег этот скоростной БЛА предназначен для боевых действий против равных или лишь немного уступающих в технологическом плане противников. Поэтому не случайно ему в пару взяли именно самый передовой российский боевой самолет.
Возможность обмена информацией с Су-57 придаст этой связке дополнительную тактическую гибкость. Такое взаимодействие упрощается тем, что в новейшем беспилотнике уже используются некоторые компоненты нашего истребителя пятого поколения, особенно в авионике. Можно предположить сразу несколько возможных сценариев совместного их применения. Имея различающиеся комплекты бортового оборудования и вооружения, самолет и беспилотник могут удачно дополнять друг друга.
Особенно пригодятся БЛА для действий в опасных условиях, куда посылать человека нежелательно. К таким задачам относится вскрытие развитой системы ПВО противника перед входом в нее пилотируемых самолетов или разведка и поражение хорошо защищенных целей, где даже для стелс-истребителя риски будут велики. Группа из нескольких беспилотников, находящихся в постоянном контакте с истребителем, может эффективно контролировать намного больше воздушного и водного пространства, чем одиночный самолет. В первом совместном полете отрабатывалась именно эта возможность.
Большое достоинство С-70 «Охотник» — способность нести тяжелую боевую нагрузку и любые авиационные боеприпасы на тысячи километров. Беспилотных ведомых можно будет использовать для наращивания ударных возможностей пилотируемых самолетов. Смогут они осуществлять и целеуказание друг для друга.
При этом боевую нагрузку истребителя можно облегчить и ограничить ракетами для воздушного боя, что придаст ему возможность защитить ударный беспилотник. Не секрет, что даже самые крупные современные БЛА вроде американского RQ-4 Global Hawk — всего лишь беспомощные воздушные мишени для истребителей четвертого, а то и третьего поколения. Прикрытие более совершенными истребителями сможет сильно повысить шансы на выживание дорогостоящего беспилотника-ударника, когда есть риск противодействия ему.
Первоначально основными задачами беспилотника в паре с истребителем будут разведка и нанесение ударов. Но можно ожидать, что в будущем автономные ведомые, будь это С-70 или уже другая модель БЛА, смогут стать надежным помощником и в воздушных боях.
Конечно, не стоит ожидать поступления на вооружение пар истребитель–беспилотник в ближайшее время. Испытания и доводка «Охотника» только начались и займут еще несколько лет. Лишь начинаются серийные закупки и самих Су-57. Отработка алгоритмов взаимодействия и разработка программного обеспечения в беспилотных проектах занимают не меньше времени, чем создание «железа». Но само начало испытаний не может не радовать. Оно подтверждает, что Россия уже имеет серьезное продвижение в этой сверхпопулярной сфере военной робототехники. И речь уже идет не об эксплуатации наследия СССР, а о полностью самостоятельных и современных наработках.