Какие возможности даст России появление вертолётоносцев в составе ВМФ?

Фото – sila-rg.mirtesen.ru 16 сентября 2019 в 11:49

Военный историк Дмитрий Болтенков высказал мнение ИА «Известия» о том, какие возможности даст России появление вертолетоносцев в составе ВМФ.

Современный универсальный десантный корабль — это боевая платформа, способная доставить на большое расстояние подразделение морской пехоты, усиленное тяжелой техникой, и обеспечить его деятельность. Также на судне размещается группа боевых и транспортных вертолетов. В док-камере находятся несколько десантных катеров. Корабль может высаживать десант на катерах или вертолетах, обеспечивать воздушную поддержку сил, действующих на приморском направлении. Кроме того, такая боевая платформа может выступать в роли командного центра для управления группировкой разнородных сил.

Судно можно применять и в гуманитарных операциях, в частности в спасательных миссиях или при эвакуации мирных жителей из районов стихийного бедствия, или для проведения контртеррористической операции. На нем может размещаться и госпиталь для лечения пострадавших. Такая многофункциональность позволяет назвать этот класс «корабль – швейцарский нож».

Корабли данного типа состоят на службе у многих стран, включая США. Удивительно, но в данный момент их нет в составе российского ВМФ.

Универсальный десантный корабль (УДК) — достаточно крупные корабли с водоизмещением от 15 до 25 тыс. т. Их длина может быть 160 м и больше. Ширина — от 30 м. На борту может размещаться до 500 морских пехотинцев и до 16 вертолетов типа транспортно-боевого Ка-29 или ударного Ка-52К.

Первая попытка получить в состав российского ВМФ такие корабли была предпринята в 2011 году. Для ускорения процесса решили заказать два корабля типа «Мистраль» во Франции. Заодно Россия рассчитывала получить нужные ей технологии и сэкономить время.

Однако из-за санкций бывший тогда президентом Франции Франсуа Олланд отказался в 2015 году поставлять уже готовые корабли в Россию. В том же году началась операция российских ВС против террористических организаций в Сирии, и необходимость в таких кораблях стала очевидной.

В настоящее время есть два концепта УДК. Они известны под шифрами «Прибой» — разработка Невского проектно-конструкторского бюро, и «Лавина» — детище Крыловского государственного научного центра. Вместе с тем детального технического проекта судна в нашей стране пока еще нет. Его разработка может занять продолжительное время, а корабли России нужны были «еще вчера». В принципе, начать строительство можно и без готового технического проекта. Необходима базовая информация о корпусе судна и его механизмах. По этим данным можно собирать днищевые и корпусные секции, а также заказывать судовые механизмы. Такие прецеденты в истории российского судостроения уже были. Да и сейчас ряд кораблей строится без готового окончательного проекта — например, головной корвет проекта 20386 «Меркурий».

Еще один вопрос в связи с планами по УДК — почему их решили строить в Крыму?

В создании французских «Мистралей» должен был участвовать петербургский Балтийский завод. В дальнейшем он должен был построить вторую пару таких же кораблей. Но в настоящее время предприятие занято программой, связанной с новым поколением атомных ледоколов типа «Арктика». Остальные заводы, такие как петербургские «Адмиралтейские верфи» и «Северная верфь», а также калининградский завод «Янтарь», выполняют другие заказы. Да и особо негде на них собирать такие большие и широкие корпуса. Строящийся же суперзавод «Звезда» в Большом Камне уже надолго обеспечен заказами в интересах гражданского судостроения. Так что сейчас в России фактически остается только одно место, где можно строить УДК, — сухой док завода «Залив» в Керчи.

Когда-то это предприятие было одной из самых крупных жемчужин в короне советской судостроительной отрасли. Оно располагает сухим доком в 360 м длиной и 60 м шириной. Достаточно сказать, что в СССР таких доков было всего два. Другой остался на Украине в городе Николаеве. Керченский завод строил очень крупные суда, такие как супертанкеры типа «Крым» или атомный лихтеровоз «Севморпуть».

В идеале российскому ВМФ нужно шесть универсальных десантных кораблей. Их можно распределить по два на флот: на Северный — для участия в операциях в Атлантике и вдоль Севморпути, на Тихоокеанский — для действий в водах Тихого и Индийского океанов, и на Черноморский — для несения службы в Черном и Средиземном морях. Два УДК типа «Мистраль», которые построила Франция, носили красивые имена «Владивосток» и «Севастополь». Можно предположить, что новые УДК, которые заложат в Крыму в 2020 году, будут носить именно эти имена.