Запад пытается навязать миру кибердиктатуру
Заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов рассказал в специальном интервью ТАСС о диалоге с Востоком и Западом по кибербезопасности, а также ответил на вопросы о нюансах борьбы с глобальным терроризмом и наркотрафиком.
— Получают ли террористические группировки в России поддержку из-за рубежа? Какие государства оказывают такую поддержку и удается ли пресекать эти каналы?
— Одним из ключевых направлений повестки дня международного антитеррористического сотрудничества, наряду с борьбой с распространением террористической идеологии и радикализацией, является проблематика противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Актуальность этой темы, следует признать, с каждым годом только возрастает, а под понятием «финансирование терроризма» в настоящее время уже подразумевается не только финансовая, но и любая другая материально-техническая «подпитка» террористов в целом.
С целью привлечения внимания к этой проблеме в сентябре 2018 года в Москве нами была проведена международная конференция «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом». Замечу, что Россия — единственное государство, которое поставило вопрос о «подпитке» террористов оружием, как говорится, ребром, начав предметное обсуждение проблематики перекрытия поставок вооружений террористам. Намерены организовать второе такое мероприятие и в этом году.
— Взаимодействует ли уже Россия с иностранными государствами по предотвращению терактов на российском этапе чемпионата Европы по футболу в 2020 году?
— Да, взаимодействует. В период подготовки Евро-2020 внешнеполитическое ведомство совместно с другими российскими компетентными органами осуществляет на постоянной основе мониторинг ситуации в целях выявления террористических угроз, исходящих от международных террористических организаций.
В МИД России полноценно функционируют департамент, ситуационно-кризисный центр, который готов решать задачи при возникновении теругроз, а также другие специализированные информационные подразделения, которые оказывают содействие как зарубежным партнерам, так и российским спецслужбам.
Одной из важных составляющих деятельности министерства является организация беспрепятственного въезда и выезда иностранных официальных делегаций, спортсменов, болельщиков, а также прохождение грузов или специального оборудования на территорию России. В этом вопросе необходимо учитывать много различных факторов, поэтому мы с коллегами из других стран постоянно проводим анализ текущей информации и координируем совместную деятельность. В 2018 году во время чемпионата мира по футболу такая практика принесла положительные плоды.
Хотели бы отметить, что ЧМ-2018 прошел в России на высоком организационном уровне. Мы гордимся, что приехавшие к нам гости чувствовали себя спокойно и комфортно передвигались по территории всей страны. Очень важно, что за все это время не произошло, в том числе благодаря профилактическим мерам, ни одного серьезного происшествия.
Безопасное проведение чемпионата мира — это, несомненно, результат профессиональной, слаженной работы российских ведомств и спецслужб, а также успешный пример их сотрудничества с зарубежными коллегами более чем из 30 государств. Безусловно, опыт, накопленный при подготовке ЧМ-2018, будет в полной мере использован при организации российской части чемпионата Европы по футболу в 2020 году.
— Есть ли перспективы заключения отдельных соглашений в сфере кибербезопасности с отдельными государствами, если не получается выйти на глобальные договоренности в рамках ООН?
— Я хотел бы начать с того, что в рамках ООН у нас как раз многое сейчас получается. Во-первых, в прошлом году Генассамблеей по российской инициативе одобрен первоначальный перечень правил ответственного поведения в информационном пространстве. Это уникальное достижение для международного сообщества. Ничего подобного раньше нигде не принималось. Перечень нацелен на предотвращение в цифровой сфере конфликтов и закрепляет в ней принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, основных прав и свобод человека.
Кроме того, по российской же инициативе в этом году в ООН должна быть запущена рабочая группа открытого состава (РГОС) по международной информационной безопасности (МИБ). По нашей задумке, это должна быть своего рода «кибер-Генассамблея», где все государства вне зависимости от уровня их технологического развития смогут на равных правах участвовать в дискуссии по этой теме. Повестка дня этой группы весьма широкая. Она охватывает весь спектр вопросов МИБ от дальнейшей работы над упомянутыми правилами поведения до преодоления «цифрового разрыва».
РГОС будет работать параллельно с традиционным ооновским механизмом по МИБ группой правительственных экспертов. Это более узкий специализированный формат, который в основном нацелен на обсуждение международно-правовых аспектов МИБ. Россия планирует принимать самое активное участие в работе обеих групп. Рассчитываем, что им удастся выйти на конкретные договоренности.
Во-вторых, в прошлом году Генассамблея одобрила также российскую идею запуска в ней широкой политической дискуссии по противодействию информационной преступности. Данный шаг позволит международному сообществу выработать конкретные универсальные решения в этой сфере, отвечающие интересам всех государств.
Так что говорить о том, что в ООН сегодня что-то «не получается», не совсем корректно. Прогресс есть, и он заметен сегодня более, чем когда-либо. Однако любые многосторонние усилия, безусловно, должны подкрепляться на двустороннем уровне. Это не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга процессы.
Мы придаем большое значение диалогу по МИБ со всеми заинтересованными государствами. География наших двусторонних контактов — весь мир. Со многими странами у нас уже заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в этой сфере. С целым рядом государств приняты соответствующие декларации на высшем уровне. В одном 2018 году мы подписали четыре таких документа. Есть и многосторонние соглашения в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, договоренности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Интерес к сотрудничеству с Россией по МИБ в мире, безусловно, очень высокий. Если со стороны партнеров есть запрос на взаимодействие, мы всегда его поддержим. Россия готова к многовекторному диалогу и со странами Востока, и со странами Запада.
— В конце марта замглавы МВД РФ Игорь Зубов заявил, выступая в Совете Федерации, что «совместно с иностранными коллегами был практически перекрыт и утратил актуальность так называемый северный маршрут транзита афганских опиатов». Означает ли это, что угроза с юга миновала, или праздновать победу пока рановато?
— Действительно, по оценкам МВД России в течение последних нескольких лет отмечается сокращение объемов поставок афганского героина по «северному маршруту», на который в настоящее время приходится 10% от мирового оборота опиатов. Российская Федерация является единичным рынком назначения «северного маршрута», проходящего через территории стран Центральной Азии, в то время как для поставок опиатов в Европу наркопреступниками используются «балканский» и «южный» транзитные пути.
Несмотря на достигнутый прогресс, «экспорт» афганского героина продолжает оставаться серьезным вызовом безопасности и стабильности в первую очередь в регионе Центральной Азии. В целях противодействия этой угрозе Российская Федерация продолжает наращивать взаимодействие на антинаркотическом треке с региональными структурами, такими как ШОС, ОДКБ и ЦАРИКЦ.