Инвестиции, как инструмент разорения России

Фото – bitfin.info 15 апреля 2019 в 13:03

В инвестиционные сферы постоянно поступает избыточное количество средств, но при этом они расходуются крайне нерационально, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал в стране превышают 20 % ВВП и составляют 320 млрд. долл. они не двигают вперед, а существенно обременяют нашу экономику. Об этом сообщает кандидат экономических наук Александр Петров изданию «Завтра.ру».

1.Инвестиции — источник роста ВВП

По данным МВФ ВВП России по итогам 2018 года составил 1,57 трлн. долл. Это 12 результат в рейтинге крупнейших экономик мира. Доля страны в мировом ВВП составила 1,67 %. Наша главная проблема состоит в том, что мир ежегодно наращивает ВВП в среднем на 3,2 % , с 2013 года он вырос на 17, 2 %, наша страна упала за этот период на 1,7 %. ( Рис 1-2) При этом экономические ведомства вместо выяснения реальных причин нашей неспособности к росту, больше ссылаются на недостатки методики. Главной причиной падения ВВП является снижение производительности труда. Морально и физически изношенное оборудование не позволяет обеспечить ее рост. Нужны инвестиции в основной капитал. Стоимость инвестиций в основные фонды согласно методики является адекватной частью ВВП. Но по жизни инвестиции должны осуществляться только в том случае, если они позволяют получить дополнительный, сверх своей стоимости доход — прирост ВВП. Понятие «доход» в данном случае имеет широкое толкование.

Муниципалитет построил детский садик на 100 мест и в первый же год после его пуска мамы 100 детишек вышли на работу. Учитывая, что ВВП каждой страны растет за счет роста численности работающих и увеличения производительности их труда страна получила отдачу от инвестиций в короткие сроки. Для поступательного развития общества без конфликтов необходимо, чтобы все социальные категории граждан ощущали рост своего благосостояния ежегодно. Поэтому важно рассматривать инвестиции не только, как фактор прямого адекватного влияния на величину ВВП, но и инструмент его существенного наращивания сверх размера вложенных средств. Желательно, чтобы инвестиции окупались в кратчайшие сроки. Но с развитием производительных сил масштабы инвестиционных проектов непрерывно возрастают. Соответственно увеличиваются стоимость объектов, сроки их строительства, сроки окупаемости. Ярким примером этого является Крымский мост. Он подтвердил высокую способность руководства страны осуществлять отдельно взятый проект. Объект был чрезвычайно важен для страны, строители совершили подвиг. Стоимость объекта — 228 млрд. рублей, окупаемость по оценкам — – 20 лет. Представьте себе, что произойдет , если весь инвестиционный портфель страны в период шестилетнего правления страной В. Путина будет состоять из подобных объектов. Пресса будет непрерывно подогревать нашу гордость, тогда как граждане нынешнего поколения, обнаружив отсутствие роста доходов, проявят недовольство. Но и те, кто рождаются сегодня, став совершеннолетними, не оценят лишения своих родителей. С учетом изложенного важно определить требования не только к объему инвестиций, но и характеру инвестиционной политики. Ее главной целью должно быть ежегодное увеличение благосостояния населения и формирование базы для повышения качества жизни в будущем. Поэтому в инвестиционном портфеле должны находиться объекты как с короткими сроками окупаемости (завод с высокотехнологичными, высокооплачиваемыми рабочими местами, фабрика по выпуску высококачественных товаров народного потребления, детские сады) так и объекты со средними сроками ( жилье, электростанции Крымский мост, газопровод « Сила Сибири» и др. ). Я расположил эти объекты с учетом моего понимания их приоритетности. При этом нет необходимости напоминать о важности укрепления военного потенциала.

2. Критерии для оптимизации инвестиционного портфеля.

Какие могут быть количественные критерии по формированию инвестиционного портфеля соответствующего этому подходу. Возьмем пример практики мировых лидеров. Китай демонстрирует ежегодные темпы прироста ВВП на уровне 6,5% . При этом доля инвестиций в основные фонды составляет 25 % ВВП. Один процент инвестиций обеспечивает ему ежегодный рост ВВП на 0, 26%. В нашей стране доля инвестиций в основные фонды в ВВП в течение шести последних лет находилась стабильно на уровне 21%. Санкции не привели к ее снижению. Значит, ВВП России должен был ежегодно прирастать на 5, 2 % в год. Но он падал. Почему. Ответ один – специфика нашего инвестиционного портфеля. Он формировался в отрыве от задач роста производительности труда. Не будем брать во внимание хаос 90 -х. В начале века на нас начал капать дождь нефтедолларов, далее он превратился в ливень. Значительную часть валюты лидеры бизнеса вывезли из страны. Но куда мы направили оставшуюся часть. Если верить статистическим данным, то 21 % ВВП составляет 320 млрд. долл. Это — громадная сумма.

3. Инвестиции в имидж новой России.

В начале 21 -го века приоритет получили объекты, которые должны были сформировать высокий имидж новой России на мировой арене после трагических провалов прошлого века. Подготовка острова Русский к Форуму АТР, зимние Олимпийские игры в Сочи, создание супер стадионов к первенству мира по футболу. СМИ приводит информацию, что подготовку Владивостока к Форуму АТР было затрачено 21, 7 млрд. долл., на организацию игр в Сочи было потрачено 1, 5 трлн. рублей. Футбольный чемпионат обошелся стране в 688 млрд. рублей. При этом мы решили часть проблем по обустройству наших городов, но в целом понесли затраты, которые не сможем вернуть в среднесрочной перспективе. Мало того содержание данных объектов требует выделения значительных дополнительных средств. Мы не можем оценить, насколько возрос имидж России в мире после проведенных мероприятий, нет ясной программы капитализации этого прироста. В том числе, потому, что политические соперники, используя наши ошибки, постарались скомпрометировать достижения российских спортсменов. Поэтому оценки населения относительно обоснованности проведения в столь короткий период группы очень затратных мероприятий противоречивы. От полного восторга футбольных фанатов до обиды граждан, проживающих в ветхом жилье. Они считают, что программа переселения была урезана вследствие направления средств на указанные выше мероприятия.

После трагических 90 – х руководство страны объективно полагает, что его авторитет у населения занижен и старается его нарастить «великими свершениями». Успешное проведение названных выше программ мирового уровня заставляет публично объявлять о новых. Так сейчас в разработке в соответствии с майским Указами Президента РФ находиться 9 транспортных проектов общей стоимостью 6,5 трлн рублей. Вдумайтесь в эти цифры, они по стоимости в 28 раз превышают затраты на строительство Крымского моста. Несмотря на падение роста ВВП, к сожалению, сохранилась тенденция по проведению помпезных мероприятий, В наибольшей степени она проявляется в характере многочисленных федеральных и региональных Форумов. На каждом объявляются прорывы в инвестиционной сфере, большинство из которых в последующем не реализуются.

4. Инвестиции политической направленности должны давать доход.

Получая информацию СМИ о подобных инвестициях, мы попадаем под гипноз: « Раз причины капвложений политические, то нечего ожидать окупаемости и сомневаться в их целесообразности». Отчасти это справедливо. Политикой занимается высшее руководство страны. Оно обладает наибольшим объемом информации, знает стратегические намерения наших соседей. На основании этого формируется линия взаимоотношений с ними в политике и экономике. Но проблема нашей страны состоит в том , что у нас крайне ограничен набор инструментов для достижения наших политических целей. Газ стал практически единственным во взаимоотношениях с нашим главным соседом Украиной. Хозяйствующий субъект – Газпром, стал вершителем политики России. Несколько лет назад он принудил Ю. Тимошенко подписать договор на поставку газа Украине по очень высокой цене. В 2014 году соседу дали понять, что она будет вдвое снижена, если Украина примкнет к Таможенному союзу. Прогноз не оправдался. Под агрессивным воздействием США и ЕС Украина повернулась в их сторону, перестала вообще покупать у нас газ, добилась необоснованного признания ее претензий в Стокгольмском суде. Следовало бы помнить эти уроки. Но сейчас наши «ястребы» предлагают прекратить транзит газа через Украину. Заверяют, что это ослабит ее экономику, вызовет социальные конфликты, потерю интереса к ней со стороны ЕС. Они считают,что в этом случае Украина будет более покладиста во взаимоотношениях с Россией. Полагаю, что ястребы, ошибаются.

Во – первых, при сложившемся уровне нашей экономики, близких к нулевым темпам роста ВВП мы не дождемся, когда в Украине сформируется протестный потенциал, способный изменить желание ее населения к сближению с ЕС. Протестующие группы украинцев будут « откачиваться» на работу в страны ЕС. Европа заинтересована с их помощью ослабить поток мигрантов с Африки.

Во — вторых, снижение уровня жизни населения будет сопровождаться ростом его агрессивности по отношению к нашей стране со всеми последствиями.

В третьих, ястребы из – за ограниченного политическими амбициями кругозора, толкают нас на конфликт регионального характера, тогда как для нашей страны более актуальны задачи неизмеримо большего масштаба.

Россия должна выиграть битву на рынке газа ЕС и в ближайшие 30 лет не только сохранить свою долю, но существенно ее приумножить при одновременном росте объемов поставки . Есть основания ставить задачу о доведении объема экспорта газа из России до 250 млрд. куб. м. Умеренной ценой газа мы должны способствовать вытеснению из топливного баланса ЕС громадного количества угля , минимизировать поставки СПГ из США и Арабского Востока. Для ее решения у нас есть необходимые резервы мощностей по добыче газа и подачи его к границам России. Нам следует добиться высокого уровня независимости при его транспортировке во все « уголки» ЕС. Заменой украинских трубопроводов на Северный поток и Турецкий поток, мы «меняем шило на мыло» — уходим от конфликтов с Украиной, но попадаем в существенную зависимость от Германии и Турции. Это более сильные партнеры. Прекрасно, что с ними у нас сегодня конструктивные отношения. Но в прошлом они не всегда были «белыми и пушистыми» и для объектов со сроком эксплуатации 50 лет это необходимо учитывать. Политически некорректно чрезмерно усиливать главного объединителя Европы – Германию, помогая создать на ее территории распределительный пункт на объемы газа в 220 млрд.куб. м. , равные половине годового потребления газа Европой. В трубопроводных поставках газа в ЕС в будущем целесообразно опираться на всех имеющихся партнеров, сохранив мощности для транспортировки газа через Украину в объеме не менее 60 млрд. куб. м. Это можно оформить как подарок « нашему агенту влияния» в США — господину Трампу.

В этом случае суммарные мощности газопроводов составят 245 млрд. куб. м. / год. Для атлантического побережья юга Европы целесообразно поставлять СПГ с Приморска и Ямала в объеме не менее25 млрд. куб. м.

Наличие некоторого избытка мощностей по транспорту в данном случае оправдано. Во – первых, оно будет способствовать развитию конкуренции между партнерами по транзиту. Во вторых следует учитывать, что переход на подводные газопроводы порождает большие риски выхода их из строя вследствие техногенных явлений или террористических актов.

Эта программа может получить одобрение ЕС. Ее поддержку можно будет усилить мерами по либерализации экспорта газа из России. По всем факторам ситуация для этого созрела. Решениями ЕС Газпром лишен возможности «снимать пенки» за счет своего монопольного положения, Новатэк становится полноценным участником мирового рынка. Выпуск на рынок ЕС Роснефти и Лукойла с квотированными объемами не ослабит позиции России, но одновременно обесценят решения ЕС по третьему энергопакету в части загрузки газопроводов. Таким образом, политические факторы заставили нас осуществить в текущем десятилетии инвестиции, не дающие дохода и прироста ВВП, но рациональная политика в будущем может обеспечить не только полный возврат инвестиций, но и принести России громадные политические дивиденды.

Итак, существует два альтернативных подхода в конкретной сфере инвестиционной политики. Важно, чтобы обсуждение их не ограничивалось кабинетами Газпрома и Президента, а активно проводилось с ведущими специалистами в сфере экономики и политики. Для чего? Во – первых, для подготовки оптимального решения; во – вторых, для наработки практики согласования крупномасштабных политически мотивированных проектов компетентными структурами; в третьих , для того, чтобы избиратели перед президентскими выборами 2024 года могли оценить дееспособность власти решать сложные задачи.

Заключение.

В совокупности все указанные факты говорят за то, что в инвестиционную сферу ТЭКа, Москвы и Московской области поступает избыточное количество средств. При этом они расходуются крайне нерационально. Поэтому, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал в стране превышают 20 % ВВП и составляют 320 млрд. долл. они не двигают вперед, а существенно обременяют нашу экономику. Они ее разоряют. Перспективы роста доходности указанных отраслей за счет экспорта данных сомнительны, продолжение принятой политики может довести страну до банкротства. При этом ни государственные ведомства, ни банки не видят в этом проблемы. Они считают, что «невидимая рука рынка» сама обеспечит эффективность инвестиций. Им лишь надо систематизировать статистические данные и рапортовать об успехах. Руководителям корпораций можно продолжать практику получения разрешений на новые проекты стоимостью в десятки млрд. долл. в процессе получасовой беседы с Президентом страны. При сохранении подобной «политики» увеличение доли инвестиций в основные фонды до 25% преждевременно, оно нанесет стране еще больший ущерб.

Необходимо осуществить перенаправление инвестиционных средств в обрабатывающие отрасли, в проекты с короткими сроками окупаемости, подкрепив эти действия переориентацией таможенной, экспортной и кадровой политики. Надо поднимать ответственность каждого ведомства собственника за повышение эффективности инвестиций в своей отрасли и учиться от проекта к проекту. Очевидно, что более подробный и глубокий анализ, чем данная статья необходимо ежегодно делать на государственном уровне с оценкой роли всех инициаторов затрат.