Безработица является условием возникновения преступности
Безработица является условием возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений, в том числе и преступности. Об этом сообщают аналитические данные Генпрокуратуры РФ.
Уровень безработицы в России в соответствии с данными Росгосстата в феврале 2019 года составила всего 4,9%, уменьшившись по сравнению с январем 2019 года на 12 тыс. человек.
Удельный вес преступников-безработных от общего количества граждан, совершивших уголовно наказуемые деяния в России в 2018 году, составляет 65,1 %.
Стоит обратить внимание, что в 2018 году увеличилось на 8,7 % (с 4 391 до 4 775) число лиц, совершивших преступления, признанных в установленном порядке безработными. Наибольшее количество безработных в 2018 году совершили преступления в Свердловской (422), Челябинской (386), Кемеровской областях (373), Красноярском крае (250), Омской области (192), Алтайском крае (173), Томской (155), Иркутской (150), Архангельской областях (147).
В тоже время, согласно статистическим данным, на территории Республики Дагестан и г. Севастополя безработными преступления не совершались. Меньше всего зафиксировано указанных лиц, как совершивших уголовно наказуемые деяния, в республиках Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Калужской, Сахалинской областях (по 2 лица), в Оренбургской (3), Липецкой областях (4), в Республике Мордовия, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, Белгородской области, Ямало-Ненецком автономном округе (по 5).
То есть напрашивается вывод, что представляет серьезную социальную проблему часть населения, не имеющая постоянного источника дохода. Статистические данные свидетельствуют о повышенном уровне криминогенности этой социальной группы.
Так, в 2018 году из общего числа лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, 64,6 % не имели постоянного источника доходов (601 252).
Особую тревогу вызывает тот факт, что значительная часть граждан, совершивших именно особо тяжкие и тяжкие преступления, являются безработными и лицами без постоянного источника дохода (62,8 %).
Однако в основном этими лицами совершаются преступления против жизни и здоровья, собственности, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Например, удельный вес данных лиц, совершивших убийства, от общего числа лиц, совершивших аналогичные преступления, составляет 72,6 %, кражи — 69,7 %, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных (психоактивных) веществ, — 68,5 %, уголовно наказуемые деяния с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также в сфере компьютерной информации — 60,6 %.
То есть значительную часть преступлений совершают безработные лица, которые избрали для себя криминальную деятельность в качестве средства легкого заработка. Эта категория граждан зачастую не желает трудоустраиваться в легальном секторе экономики, осознанно занимаясь криминальными заработками.
Другая категория безработных – те, кто совершают тяжкие и особо тяжкие преступления. Как правило, это лица, ведущие асоциальный образ жизни, также не желающие устраиваться на работу и социализироваться. Это подтверждается высоким процентом совершения преступлений лицами, ранее уже привлекавшимися к уголовной ответственности.
Приведенный анализ свидетельствует о том, что наличие безработных и лиц, не имеющих постоянного источника дохода, действительно коррелируется с уровнем преступности в стране. Однако зачастую эта зависимость является обратной и отсутствие у преступника официального заработка является не причиной совершения преступления, а следствием криминальной занятости или асоциального образа жизни.
Снижение уровня преступности рассматриваемой социальной группы возможно при реализации комплекса мер правового, экономического, социального и организационного плана со стороны общественных институтов и органов власти.