Пятый Украинский фронт борется с националистами и сегодня

6 ноября 2020 в 17:21

Козлов А.В. Вся правда об Украинской повстанческой армии (УПА). М.: «Вече», 2014. 2 – 88 с.;

Баранов В.П. Дорогами войн. М.: «На боевом посту», 2015. – 448 с.;

Эти издания вошли в цикл книг документально-публицистической прозы «ПЯТЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Освобождение Украины в годы Великой Отечественной войны и борьба с ОУН-УПА».

Из Киева недавно пришла очередная шокирующая новость. Все учителя, которые не понимают «новую украинскую историю и сегодняшнюю бытность», будут уволены с работы. Что за «новая украинская история»? – спросите вы.

Оказывается, по мнению Министерства образования и науки Украины, в 1919–1991 годах имела место «советская оккупация Украины». А тех педагогов, кто с этим не согласен, надо выставить за дверь. А еще запрещается употреблять название «Великая Отечественная война». Вместо него украинским педагогам предлагается использовать фразу «советско-немецкая фаза Второй мировой войны».

Информационные агентства растиражировали новость. Пользователи социальных сетей возмутились. Далее – тишина. Известие не стало гвоздем теленовостей, политических ток-шоу.

К сожалению, внимание к теме фальсификации истории на Украине волнообразно. Многое зависит от информационной повестки конкретного масс-медиа, наличия информационных поводов и т.д. Если в первые годы после майдана в российских СМИ наблюдался шквал публикаций по исторической тематике, то сегодня мы видим лишь отдельные вспышки интереса журналистов к проблеме искажения нашего общего прошлого.

С историками и публицистами ситуация иная. Защитой исторического сознания соотечественников они занимаются профессионально, по многу лет исследуя отдельные эпизоды, готовя книги и публикации.

В качестве примера приведем проект «Пятый Украинский фронт». В его рамках историки, публицисты Валерий Баранов, Андрей Климов, Андрей Козлов готовят книги, статьи, участвуют в подготовке документальных фильмов, выступают с лекциями перед слушателями, курсантами, студентами и школьниками.

Наиболее заметные работы проекта – книги документально-публицистической прозы «Вся правда об Украинской повстанческой армии (УПА)» («Вече», 2014), «Войска НКВД против ОУН-УПА» («Вече», 2015), «Красная звезда против трезубца. Боевые операции РККА и НКВД на Украине» («Вече», 2018); монографии – «Історія озброєного націоналістичного підпілля на Західній Україні в 40–50-х роках ХХ століття: способи і напрями фальсифікації» (Военный университет, 2014), «Внутрішні війська проти українських націоналістів» (Военный университет, 2016). Обобщает десятилетние наработки соавторов книга «Пятый Украинский фронт» («На боевом посту», 2019). Она приурочена к 75-летию освобождения Украины.

Всего же авторами опубликовано более двух десятков изданий: книг военной документалистики, монографий, сборников документов. Выходят они на русском и украинском языках. Есть среди них запрещенные на Украине, а также те, что стали причиной включения авторов в базу сайта «Миротворец».

Публицисты показывают широкой читательской аудитории наиболее уязвимые в плане достоверности и правдивости места в «новой истории» Украины. Для этого они используют рассекреченные и опубликованные в последние годы архивные документы, а также метод исторической реконструкции событий прошлого. Например, в книге «Вся правда об Украинской повстанческой армии (УПА)» расследуется история расстрелов польских педагогов и ученых во Львове в июле 1941 года.

Казни ученых стали одним из жутких этапов строительства «нового Украинского государства», – утверждается в издании. В подтверждение этого проводится историческое расследование, которое отвечает на ряд ключевых вопросов: кто составлял списки будущих жертв? были ли украинские националисты из «Нахтигаль» среди непосредственных исполнителей акций?

Убедительно и веско историки доказывают, что списки жертв составляли сторонники Степана Бандеры. Причем делали они это заранее: ведь массовые аресты и убийства профессоров, врачей, адвокатов, писателей начались сразу после оккупации Львова немецкой армией.

Реконструкция событий начала июля также позволяет авторам утверждать, что личный состав батальона «Нахтигаль» непосредственно участвовал в убийствах польских ученых во Львове в 1941 году. Напомним, эта часть была сформирована из украинцев в составе вермахта. В первые шесть дней после оккупации Львова именно военнослужащие «Нахтигаль» были привлечены к несению комендантской службы в городе. Они патрулировали улицы, охранял важные объекты и… готовили место для экзекуции, исполняли убийства.

В издании констатируется, что «соловьи» руководствовались идеологическими и мировоззренческими основаниями для участия в уничтожении польской интеллигенции. Идеологическую базу преступления авторы нашли в опубликованных в середине 2000-х годов документах «правительства Украины» Ярослава Стецько. В инструкции ОУН(б) на первые дни «государственной жизни» указано: «Истреблять, в частности, тех, кто будет защищать режим: переселять в их земли, уничтожать в основном интеллигенцию, которую нельзя допускать ни к каким руководящим должностям, и вообще исключить продуцирование интеллигенции, то есть доступ к школам и т. д.».

«Нахтигаль» приложил руку и к львовским еврейским погромам. Правда, занимались «соловьи» этим во внеслужебное время, так сказать, по зову сердца, но в соответствии с «генеральной линией партии». В протоколе совещания пропагандистской референтуры «правительства» Ярослава Стецько под председательством Степана Ленкавского от июля 1941 года говорится: «Относительно евреев примем все методы, которые пойдут на их уничтожение».

Для политической и юридической реабилитации Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, морального обеления их участников на Украине поддерживается миф о борьбе ОУН-УПА с нацистами. Это еще одно направление исследований авторов проекта «Пятый Украинский фронт». Они утверждают, что для реабилитации убийц из ОУН-УПА историки незалежной прежде всего фальсифицируют дату создания УПА. Ее современные украинские неофашисты отмечают на государственном уровне 14 октября, а отсчет ведут с 1942 года.

Почему и кем выбраны данные день и год? На этот ключевой вопрос истории УПА также отвечают публицисты. Праздничную дату в 1947 году «назначил» председатель генерального секретариата Украинского главного освободительного совета и одновременно главный секретарь по военным делам Роман Шухевич.

Причина – бежавшим после поражения на Запад украинским националистам необходимо было дистанцироваться от проигравших войну гитлеровских фашистов. Для этого дата образования УПА должна была предшествовать началу коренного перелома в Великой Отечественной войне – контрнаступлению под Сталинградом. Вот и притянул Роман Шухевич день рождения УПА к главному празднику казачества – Покрову Пресвятой Богородицы.

В подтверждение выдвинутой версии публицисты приводят ряд неоспоримых фактов. Первый: документы о деятельности УПА (Бандеры) за октябрь 1942 года – апрель 1943 года – и украинские, и немецкие – отсутствуют.

Второй: название «Украинская повстанческая армия» бандеровцы заимствовали у бульбовцев. Последние им пользовались в 1941–1943 годах.

Третий: единый орган военного управления УПА – Главное командование – создано 1 мая 1943 года. Его возглавил Василий Ивахив, а после его гибели – Дмитрий Клячкивский. По приказу последнего вооруженные подразделения «самостийников-державников» стали именоваться Украинской повстанческой армией (УПА).

Еще одна трагедия, к которой приложила руку УПА и от которой сегодня пытаются откреститься современные украинские националисты, – «Волынская резня». Под этим названием в историю вошла этническая чистка украинскими националистами польского населения на Волыни в 1943–1944 годах. По польским данным, во время этого конфликта бандеровцами было истреблено более 36 тысяч человек.

Лучше всего события Волынской резни характеризуют строки из протокола допроса командира группы УПА «Озеро» Юрия Стельмащука: «Согнав вместе все польское население в одно место… начинали резню. После того как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землей… Так мы переходили от села к селу». Такое откровение 20 февраля 1945 года записал следователь НКВД.

Авторы проекта «Пятый Украинский фронт» доказывают, что цель этнической чистки – освобождение «спорных земель» от польского населения на случай проведения плебисцита после окончания Второй мировой войны. Насильственное освобождение территории должно было обеспечить положительный результат в случае возможного голосования по судьбе «спорных территорий» на возможной мирной конференции.

Большое внимание авторы уделяют развенчанию мифов украинских националистов о том, что преступления «Волынской резни» – дело рук переодетых сотрудников органов НКВД. Делают они это на примере событий в Порицке Волынской области, где 11 июля 1943 года в местном костеле бандеровцы убили большую группу мирных поляков. В рамках исторического расследования публицисты изучают доступные документы и опубликованные в последние годы свидетельства местных жителей. И на этой основе убедительно опровергают причастность советских партизан и разведгрупп к событиям в Порицке.

Аналогичным образом они исследуют убийство местных жителей, явившихся с повинной, в Петрилове Тлумачского района Станиславской области в марте 1945 года. В соответствии с канонами «новой истории» и это преступление украинские мифотворцы пытались вменять агентурно-боевой группе НКВД. Но, как и в случае с трагедией в Порицке, авторы проекта называют конкретные имена убийц, участников ОУН-УПА.

Излюбленная тема фальсификаций галицких историков – показ «зверства» советских партизан, сотрудников и военнослужащих НКВД в западных областях Украины. Так они пытаются переложить ответственность за содеянные националистами преступления на войска и органы НКВД.

Развенчанию этого мифа посвящено сразу несколько изданий проекта «Пятый Украинский фронт». Например, в книге «Войска НКВД против ОУН-УПА» подробно рассказывается об основных задачах и особенностях применения внутренних войск в западных областях Украины в1940–1950-х годах, о подготовке и проведении оперативно-войсковых операций по разгрому вооруженного националистического подполья.

Развитие этой темы мы находим в издании «Красная звезда против трезубца. Боевые операции РККА и НКВД на Украине». В нем авторы раскрывают вопросы подготовки и участия ОУН в немецко-фашистской агрессии против СССР в 1939–1942 годах, деятельности ОУН-УПА в интересах вооруженных сил нацистской Германии и их противоборства с Красной армией в 1944–1945 годах.

Исследователи указывают, что всего за 1945–1953 годы на территории западных областей Украины националисты совершили 14 424 диверсионно-террористических акта. За десять лет вооруженной борьбы в результате террора ими были убиты более 17 тысяч советских граждан. В это число не включены военнослужащие и мирные граждане, павшие от рук бандеровцев в период с февраля 1944 года по май 1945 года.

Одна из жертв пособников фашистов – командующий войсками 1-го Украинского фронта генерал армии Николай Ватутин. Основываясь на документах, авторы отвергают домыслы о целенаправленной охоте бандеровцев за командующим, о причастности к его гибели немецких спецслужб и прочие конспирологические версии. Они прямо указывают на убийц: это украинские националисты из ОУН-УПА. Среди причин трагедии называют преступную халатность лиц из состава личной охраны Николая Федоровича, пробелы в работе армейской контрразведки.

Пятый Украинский фронт. Под ним публицисты понимают противостояние Красной армии и войск НКВД с националистическим подпольем и его бандитскими формированиями. Это противостояние они рассматривают как составную часть и особенность освобождения территории Украинской ССР в годы Великой Отечественной войны.

Мне же думается, что это более широкое понятие. Пятый Украинский фронт воюет с националистами и сегодня. Только передовая ныне пролегает сквозь сердца и души жителей России и Украины.

Источник: https://nvo.ng.ru/realty/2020-11-05/11_1116_book.html