Главком ВМФ: Россия построит не имеющие аналогов в мире военные корабли

Фото – vpk.name 30 октября 2019 в 10:42

Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Николай Евменов в интервью «Красной газете» рассказал о перспективах российского флота.

– Николай Анатольевич, как вы можете охарактеризовать надводную составляющую ВМФ современного периода?

– На судьбоносном заседании Боярской думы 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года Пётр I представил записку с названием «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции турок Азова».

Её написание было продиктовано последними историческими событиями. Дело в том, что в 1695 году государь Пётр I совершил поход под Азов. Но тогда русским войскам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как на море господствовал турецкий флот, который снабжал турок продовольствием, оружием и боеприпасами.
Для овладения Азовом был нужен мощный военный флот. Строить его решили в Воронеже, и уже к весне 1696 года были сооружены два крупных военных корабля и несколько мелких. Русская армия вновь направилась к Азову. Первый отряд из восьми кораблей вёл государь. Турецкая крепость, которая была лишена поддержки с моря, сдалась русским войскам. Тогда великий царь-флотоводец решил, что России нужен постоянный военный флот. Отправной точкой его создания стало заседание Боярской думы 30 октября 1696 года и судьбоносная фраза «Морским судам быть!». Эта дата признана рождением российского флота, а с 1996 года в этот день начали отмечать свой профессиональный праздник моряки-надводники.

– Как вы можете охарактеризовать надводную составляющую ВМФ современного периода?

– Современное состояние надводных сил продолжает стойко подтверждать статус российского флота как океанского и с каждым годом всё больше его укрепляет. К этому обязывает и географическое положение России, и основные направления стратегии, сосредоточенные, прежде всего, на обеспечении стабильной морехозяйственной, экономической, морской деятельности России в Мировом океане. Отсюда вытекает плановое и достаточное развитие надводных сил.
На протяжении уже нескольких лет в нашей стране широко развёрнуто серийное строительство кораблей малого водоизмещения, которые отличаются высокой эффективностью, оснащены высокоточным оружием. Теперь же осуществляется строительство и кораблей крупного водоизмещения океанской зоны. Это большие десантные корабли, фрегаты, корветы. Как показывает опыт последнего десятилетия, важным критерием является не только водоизмещение корабля, а мощность и эффективность вооружения, современные технологии, которые применяются в надводном кораблестроении.

– Какие основные направления развития надводного кораблестроения вы можете выделить? На каких предприятиях ОПК они реализуются?

– Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» ведёт строительство больших десантных кораблей проекта 11711. Год назад на Северный флот пришёл новейший БДК «Иван Грен» – головной корабль этого проекта. Идут к завершению испытания его младшего собрата БДК «Пётр Моргунов». В этом году состоялась закладка ещё двух больших десантных кораблей, но уже по изменённому проекту. Это БДК «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».
Судостроительный завод «Северная верфь» строит несколько многоцелевых фрегатов дальней морской зоны и последующие их модификации. Головной корабль проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» более года назад вошёл в состав ВМФ и с февраля по август он вместе с отрядом боевых кораблей совершил первый в своей истории дальний поход. Это было уникальное кругосветное плавание протяжённостью 35 тысяч морских миль и продолжительностью в полгода.
Сейчас подходят к завершению испытания второго фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов». Судостроители «Северной верфи» готовят к спуску на воду следующий корабль «Адмирал флота Головко». На стапеле завода продолжается строительство фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Исаков». А в апреле 2019 года в присутствии Верховного Главнокомандующего и министра обороны Российской Федерации были заложены ещё два новых корабля «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», несколько отличающихся от своих предшественников.
На Средне-Невском судостроительном заводе для флота серийно строятся новейшие корабли противоминной обороны, которые не имеют аналогов в мире. Они выполнены из монолитного стеклопластика, отличаются увеличенной прочностью, манёвренностью и живучестью корабля. Они поэтапно поступают на флот, проходят испытания. В мае был спущен на воду четвёртый тральщик проекта 12700 «Владимир Емельянов». Он построен вслед за головной единицей – кораблём ПМО «Александр Обухов» и двумя серийными кораблями – «Георгий Курбатов» и «Иван Антонов». Продолжается строительство кораблей этого проекта «Яков Баляев» и «Пётр Ильичёв». А в июле состоялась закладка седьмого морского тральщика проекта 12700 «Анатолий Шлемов».
В Санкт-Петербурге и Татарстане активно строятся малые ракетные корабли проекта 22800.
В то же время проходит обновление вспомогательного флота, строятся большие гидрографические суда и катера. Примечательно, что надводная составляющая ВМФ России активно развивается по всем направлениям. У нас есть, с какими достижениями встречать День моряка-надводника.

– Поступление новых кораблей диктует запрос на кадры, обладающие необходимыми знаниями. Как проходит подготовка офицеров и командиров?

– Отличительная черта надводных сил современного Военно-морского флота – это их всеширотность: от арктических просторов до южных районов. По сути, от Арктики до Антарктиды. Это выдвинуло новые принципы эксплуатации кораблей. Именно поэтому мы предъявляем повышенные требования к обучению экипажей. Новую технику и вооружение обслуживают получившие профессиональную подготовку корабельные специалисты. Офицеры проходят обучение как в учебных заведениях ВУНЦ ВМФ, так и в институте дополнительного профессионального образования, и в подразделениях Объединённого учебного центра. Акцент в обучении делается на эксплуатацию новых систем ракетного, артиллерийского, противолодочного вооружения. По сути, от авиационной составляющей до систем радиоэлектронного вооружения.
Важной особенностью современного военно-морского образования является то, что флот смог сохранить и даже изменить к лучшему отечественную школу и традиции подготовки офицеров ВМФ. Образовательный процесс больше насыщен получением практического опыта. В процессе обучения учитываются опыт участия ВМФ России в борьбе с терроризмом в Сирии, деятельность постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море, дальние походы отрядов кораблей, их действия в составе группировок как разнородных, так и однородных сил на межвидовом и общефлотском уровне. Полученные наработки проанализированы и теперь применяются в курсе обучения в военно-морских институтах, Военно-морской академии и на флотах.
В этом году военные моряки существенно повысили свой профессионализм, участвуя в таких масштабных учениях, как «Океанский щит – 2019», «Центр-2019», а также в многочисленных океанских и арктических походах. Напомню, что и ежегодный Главный военно-морской парад является прекрасным и серьёзным экзаменом для военных моряков и позволяет оттачивать своё мастерство, а затем и показывать свою выучку.

– Товарищ главнокомандующий, расскажите об интенсивности боевой подготовки.

– Эту интенсивность можно проиллюстрировать прежде всего эффективным выполнением задачи военно-морского присутствия в Мировом океане. В данный момент, когда мы с вами говорим, в различных морских зонах и океанских районах задачи военно-морского присутствия выполняют свыше 70 кораблей и судов ВМФ России. В 2019 учебном году Военно-морской флот России ещё раз подтвердил готовность решать поставленные задачи в различных районах Мирового океана. Экипажи надводных кораблей и судов обеспечения выполнили десятки дальних походов. В отчётный период подготовлено к решению боевых задач по предназначению около 200 кораблей, около 50 тактических групп корабельного состава.
Интенсивность боевой подготовки существенно возросла практически по всем показателям. Надо всегда помнить, что настоящая жизнь и призвание моряка – это море. К примеру, общая наплаванность надводных кораблей за 2019 год составила более 12 000 ходовых суток. Я намеренно не характеризую сегодня деятельность подводной составляющей ВМФ. Об этом мы поговорим 19 марта, в День моряка-подводника.
Также этим летом российские моряки показали высокие результаты в в ходе международного конкурса по морской выучке среди экипажей надводных кораблей «Кубок моря», проводившегося в рамках Армейских международных игр в акватории Каспийского моря.

– Как проходят испытания новых надводных кораблей?

– В преддверии Дня моряка-надводника на судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» был спущен на воду новейший патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин», создаваемый по новым технологиям. Вскоре ему предстоит пройти ряд испытаний, после завершения которых он усилит надводную арктическую группировку Северного флота.
Как я уже говорил, по плану продолжаются испытания фрегата «Адмирал флота Касатонов», корвета «Гремящий», корабля противоминной обороны «Владимир Емельянов», а также заводские испытания серийно строящихся малых ракетных кораблей и кораблей противоминной обороны. В следующем году строительство и испытания надводных кораблей названных классов, согласно утверждённой Государственной программе военного кораблестроения, будет продолжено.

– Что вы пожелаете военнослужащим и будущим морякам в День моряка-надводника?

– Радует, что в эпоху общей компьютеризации и увлечения гаджетами находятся романтики, мечтающие о море, и, как следствие, конкурс в военно-морские институты постоянно растёт. А значит, у современных мальчишек возникает интерес к по-настоящему мужественной и самой романтической в мире профессии.
Поздравляю с праздником всех моряков-надводников и их семьи, ветеранов и людей, причастных к созданию, строительству, развитию и применению надводной составляющей флота. Всем от души желаю крепкого здоровья, бодрости духа, благополучия и новых свершений во благо России и флота страны. Бороздящим океанские просторы экипажам желаю чувствовать себя в море как дома, понимать и любить море. Пусть дома вас всегда ценят и ждут. Семь футов под килем!