Северный морской путь полностью защитят с воздуха

Фото – kommersant.ru 16 апреля 2019 в 12:06

Северный морской путь будет полностью защищен от угрозы с воздуха до конца 2020 года, рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны.

Для этого в Заполярье усилят недавно созданную 3-я дивизию ПВО Северного флота. На архипелагах арктических морей развернут дополнительные радиотехнические, а также зенитно-ракетные подразделения, которые вооружат комплексами С-400 и системами «Панцирь-С». Так Россия обеспечит себе контроль над торговым маршрутом, по которому в перспективе могут перевозиться до половины евроазиатских грузов.

Уже сейчас в материковой арктической зоне и на прибрежных островах ведется строительство инфраструктуры для частей ПВО. Особое внимание будет уделено их вооружению. Зенитчики Северного флота получат дальнобойные ракеты 40М6 для комплекса ПВО С-400 «Триумф».

Стратегическое направление

В последние годы значение арктического направления для России, как и других стран мира, серьезно возросло. Из-за глобального потепления граница ледяного панциря отодвинулась от материка, что сделало возможным более активное использование Севморпути в коммерческих целях. Он короче и рентабельнее других маршрутов доставки грузов между Азией и Европой: в перспективе так может перевозиться половина трансконтинентальных грузов, а товарооборот — достигать сотен миллиардов долларов.

Для защиты наших интересов в Арктике восстанавливается система ПВО, которая была ликвидирована после распада СССР, рассказал «Известиям» бывший замглавкома ВВС по вопросам объединенной системы ПВО стран СНГ генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев.

Новые ракеты

Длина Северного морского пути от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения на Чукотском полуострове составляет 5,6 тыс. км. За охрану пути от границы с Норвегией до Чукотки будут отвечать 45-я армия ВВС и ПВО Северного флота, куда входят 1-я и 3-я дивизии ПВО. Воинские части соединений расположены не только на материке, но и на архипелагах Новая Земля, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа.

В зоне ответственности 1-й дивизии ПВО — Кольский полуостров и Архангельск с Северодвинском. В нее входят три зенитных ракетных и два радиолокационных полка. В состав 3-й дивизии входит 33-й зенитный ракетный полк в Рогачево на Новой Земле, радиолокационные части по аванпостам на островах и суше, а также пункты управления авиацией, которой предстоит прикрывать участок Севморпути от Новой Земли до острова Врангеля. Самую восточную часть морской транспортной артерии до Северных Курил защитит 53-я дивизия ПВО Тихоокеанского флота.

Сейчас 45-я армия ПВО перевооружается. В прошлом году был значительно обновлен парк ее радиотехнических войск. В этом году планируется перевооружение одной из частей на С-400. Один из полков недавно получил «Панцирь-С», который будет прикрывать дальнобойные системы ПВО С-300 и С-400, а также важные военные и административные объекты. Соединения Северного флота получат С-400 с новыми дальнобойными зенитными ракетами 40Н6. Изделие предназначено для поражения крылатых ракет, самолетов и маневрирующих боеголовок на дистанции до 400 км.

НАТО в разведке

Интерес иностранных держав к Севморпути также растет. В последние годы увеличивается интенсивность разведывательных полетов самолетов и беспилотников стран НАТО в районе ответственности частей ПВО Северного флота. Значительно возросло не только количество полетов вдоль наших границ, но и их продолжительность. В основном в Арктике информацию собирают самолеты-разведчики «Орион» и «Фалькон-20».

В 2018 году северные рубежи «пробовали» на прочность американские беспилотные летательные аппараты стратегической разведки RQ-4 Global Hawk. Средства ПВО Северного флота вовремя обнаружили воздушных «пришельцев» и взяли их на сопровождение.

Разведка ведется и на море. В прошлом году по Севморпути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Командир корабля заявил, что целью похода было «развитие наших знаний о регионе».

Теперь правительство России разрабатывает правила прохода по маршруту зарубежных военных кораблей. Иностранцам придется уведомить Россию о своих планах за 45 суток, также им необходимо будет брать на борт российских лоцманов. В проходе может быть и отказано, а в случае несанкционированного движения по Севморпути Россия на законных основаниях сможет применять чрезвычайные меры вплоть до ареста или уничтожения судна.