Высокие ставки: станет ли Россия лидером мировой космонавтики

Фото с общественных источников 9 апреля 2019 в 11:41

Кто в настоящее время является лидером в мировой космической гонке, вопрос очень спорный. Такое мнение высказывает Михаил Котов ИА «Известия».

В зависимости от того, какие критерии взять и за какой временной период можно вывести в лидеры любую из стран «космической тройки» — Россию, Китай и США.

У России большой и уникальный опыт пилотируемых полетов, Китай замахнулся на создание собственной орбитальной станции и лидирует по количеству запусков, а США удерживают пальму первенства по общему количеству космических аппаратов и исследованиям дальнего космоса.

В ближайшие 5–10 лет ситуация может измениться. Кто-то захватит очевидное лидерство, остальным же придется поспевать за ним изо всех сил. Если смотреть на ситуацию в динамике, то Китай развивается в настоящее время быстрее остальных стран.

А на какие проекты в этой гонке рассчитывает российский «Роскосмос», что мы готовим не для сейчас, а для завтрашнего дня? Какие разработки смогут обеспечить России лидерство в космической гонке будущего? «Известия» попытались ответить на этот вопрос.

Энергия распада

Чаще всего в качестве аргументов будущего лидерства выдвигается разрабатываемый с 2011 года структурами «Роскосмоса» и «Росатома» космический корабль с ядерной электрореактивной двигательной установкой. Сразу нужно прояснить ситуацию: это не ядерный двигатель в прямом смысле, как представляли его в фантастических проектах шестидесятых. До работающих в космосе образцов ядерного двигателя и «Роскосмосу», и всей мировой космонавтике еще достаточно далеко.

В данном случае мы имеем выведенный в космос ядерный реактор, который используется для нагрева и работы турбогенератора-компрессора. Если говорить проще, то ядерная реакция используется для получения электричества, примерно так же, как и на атомных электростанциях. А уже потом электроэнергия идет на работу электроракетных двигателей. В проекте российского «ядерного буксира» это ионные двигатели высокой мощности.

Для чего может использоваться подобный ядерный буксир? Прежде всего, надо понимать, что он может работать только в космосе. Ионные двигатели потребляют очень мало топлива и способны работать достаточно длительное время (некоторые экземпляры на тестах работают без перерывов более года), но обеспечивают удивительно малую тягу. На Земле этой тяги ни на что не хватит, а вот в космосе для разгона или торможения космических кораблей в течение длительного времени ее будет более чем достаточно.

Соответственно, «ядерный буксир» «Роскосмоса» дает возможность обеспечивать перелеты на длительные расстояния, особенно в глубоком космосе, где энергии Солнца уже не хватает для питания электрореактивных двигателей. Однако «выстрелить» эта разработка сможет только тогда, когда начнется планомерная и серьезная колонизация солнечной системы. Полеты к другим планетам с большими грузами, обеспечение астероидным сырьем орбитальных станций и заводов, доставка готовой продукции на орбиту Земли.

Нужно понимать, что это явно дело не ближайших десяти лет, а значит, времени на доработку и тестирование «ядерного буксира» у российской космонавтики достаточно.

Своя станция

Есть определенные планы у «Роскосмоса» и на использование российского сегмента Международной космической станции. Предполагается, что после 2024 года, когда ее срок жизни подойдет к концу, Россия сможет использовать свою часть как самостоятельную станцию. Правда, пока этому мешает недостаточный объем внутренних помещений российского сегмента и отсутствие необходимого количества солнечных батарей, по договоренности часть требуемого электричества российский сегмент получает от международного.

Эту проблему можно решить путем запуска трех модулей МЛМ «Наука» (он даст место для проведения экспериментов и новые возможности, например руку-манипулятор для работы в космосе), научно-энергетический модуль (НЭМ), нужный для генерации достаточного количества электроэнергии, и узловой модуль «Причал» (дополнительные «парковочные места» в случае автономной работы).

Но увы, на сегодняшний день проблема с «Наукой», длящаяся вот уже более шести лет, так и не решена. Российские инженеры не могут очистить ее баки от посторонних металлических частиц. В настоящее время принято решение поставить на МЛМ «Наука» другие баки, подходящие по размеру пусть и с меньшим функционалом. Правда, на это осталось уже совсем немного времени. Построить же новую орбитальную станцию самостоятельно, судя по всему, у России не получится, не хватит финансирования.